Ошибка
  • JFolder::create: Could not create directory
  • JFolder::create: Could not create directory
  • JFolder::create: Could not create directory
ГнездышкоГнездышкоХрам душиСвятыни нужен покой

Почти ежегодно депутаты от ПР и КПУ ставят вопрос о передаче Почаевской Свято-Успенской лавры в собственность Московского патриархата. И в этом году три депутаты-регионалы внесли в Верховную Раду законопроект №3194. В случае его принятия Кабмин сможет передать комплекс сооружений Свято-Успенской Почаевской лавры в собственность мужского монастыря российской православной церкви.

И имеет ли УПЦ Московского патриархата право на владение Почаевской лаврой? Напомним историю святыни. Предание говорит, что первоначальный монастырь на Почаевской горе построил Иван Туртул, которому явилась Матерь Божья 17 апреля в 1198 году. Документальное подтверждение существования в Почаеве Успенской церкви относится к первой половины 16 века. В 1579 году завершено строительство каменной церкви, в 1979 г. -Успенского собора, в 1912 году построен Троицкий собор в византийско-русском стиле. Он никак не вписывается в ансамбль лавры и является памятником засилье русификаторов на российских землях.

Два фактора сыграли важную роль в развитии монастыря. Первый - в середине 16 в. Анна Гойская передала монастырю более 200 га земли, лес, сенокосы, чудотворную икону Божьей Матери, которую подарил ей патриарх Константинопольский Нифонт. 14 ноября 1597 г. Гойская подарила монастырю все свои владения. Условием дара было требование, чтобы он остался под юрисдикцией епископов греческого обряда. На то время Почаевская обитель была в составе Киевской митрополии, которая канонически и юридически принадлежала Константинопольскому патриархату.

В 1686 г. патриарх Дионисий за взятку передал Киевскую митрополию Московской церкви. В 1687 г. собор Константинопольской церкви признал неканоничности этого акта и устранил патриарха.

Второй фактор - деятельность известного магната, каневского старосты графа Николая Потоцкого, который перешел из латинского до восточного обряда в лоне униатской церкви. Наступил греко-католический период монастыря. С 1721 по 1831 гг. он был в собственности монахов-висилиан. Это вовсе не противоречило завета Анны Гойской.

В униатский период формируется весь ансамбль монастыря. За старания отцов-василиан и графа Потоцкого Папа Римский Климентий XIV грамотой 1 мая 1773 года дал разрешение на коронация иконы Почаевской Божьей Матери. Корону переслали из Рима, а сама коронация состоялась на Рождество Божией Матери при участии тысячи священников и ста тысяч человек.

В результате разделов Польши Почаев отошел к России. Начались притеснения отцов-василиан. После польского восстания 1830-1831 гг. монастырь передан Русской православной церкви. Царь Николай i в сентябре 1831 года издал указ, в котором сказано: “Базилинский Почаевский монастырь со всею церковной принадлежностью, недвижимым именем и капиталами передать в ведомство греко-российского духовенства”. К РПЦ отошли все культовые и хозяйственные постройки: Успенский собор с чудотворной иконой, церковь св. Варвары, где хранились мощи преподобного Иова, церковь св. Троицы, церковь Рождества Богородицы, все монастырские земли, библиотека. Таким образом, не имея никакого отношения к Почаевского монастыря, РПЦ получила его как трофей уже архитектурно сформированным. За российский период было построено колокольню (1861 г.) и Троицкий собор (1912 г.).

В греко-католический период Почаевская святыня была центром просвещения и российского книгопечатания. Начали выходить знаменитые “Богогласники”, Россияне-униаты перепечатывали для потребления богослужебные книги, изданные в свое время в Киево-Печерской лавре, и которые исповедовали древние российские церковные традиции.

Царизм превратил монастырь на форпост самодержавия, очаг черносотенства и антироссийства.

В польский период 1921-1939 гг. Почаевская лавра не принадлежала к РПЦ. 1921 г. она перешла под юрисдикцию Варшавского православного митрополита, а после предоставления в 1924 г. Константинопольским патриархом Григорием VII автокефалии православной церкви Польши, лавра была в ее юрисдикции.

В Томосе о автокефалии православной церкви Польши, говорится: «...первое отделение от нашего престола Киевской митрополии и православных митрополитов Литвы и Польши, а также приобщение их к святой Московской церкви произошло не по предписаниям церковным правилам, а также не соблюдены всего того, что было установлено в отношении новой церковной автономии Киевского Митрополита, который носил титул Экзарха Вселенского Престола».

Этим Томосом патриарх указал на незаконность передачи Киевской митрополии Московской патриархии в 1686 году.

Еще один штрих. В письме Вселенского патриарха Димитрия И до Московского патриарха Пимена указано, что Вселенская патриархия признает РПЦ в пределах 1589 года, то есть без Киевской митрополии. Письмо написано в январе 1990 года, накануне преобразования Экзархата РПЦ в России на российскую православную церковь Московского патриархата.

российскую святыню хотят передать чужой церкви. Об этом свидетельствует и недавнее решение Пентархии - Синода пяти древнейших православных кафедр. В коммюнике по итогам работы Пентархии сказано, чтобы все православные церкви придерживались границ юрисдикции, определенных во время их образования. Это касается, прежде всего, России, потому что во время признание Константинополем Московского патриархата, в 1589 году, российская церковь подчинялась Константинопольской как его митрополия.

В ноябре 2013 года Вселенский патриарх Варфоломей заявил, что Россия - это каноническая территория Константинопольского патриархата.

Приведенные факты свидетельствуют, что Московская церковь и ее составная часть УПЦ не имеют никакого права на владение Почаевской лаврой. Она должна принадлежать Церкви, которая через века сохранила связь с церковью Киевской традиции.

Как уже упоминали, именно в униатский период был расцвет Почаевского монастыря. 23 декабря 1595 года в присутствии Папы Климента VIII и всех кардиналов российские епископы Потей и Терлецкий от имени Киевского митрополита Михаила Рогозы и всего российского епископата составили заявление о признании папского верховенства над Киевской митрополией. Созван митрополитом М.Рогозою 9 октября 1596 г. синод в Бресте провозгласил унию Киевской митрополии с Вселенским архиереем. К униатской церкви Киевской митрополии вошли 5 епархий - Владимирская, Луцка, Пинска, Полоцка и Холмска, таким образом, Почаевский монастырь стал униатским. Не присоединились к унии Львовская и Перемышльская епархии. И в 1632 г. король Польши Владислав IV в изданном им дипломе «Замирение греческого обряда» перевел Луцке епархию восстановленной и признанной им Киевской православной митрополии.

И, чтобы не быть присоединенными в 1686 году до Московского патриархата, православные епархии - Перемышльская, Львовская, Луцкая - вошли в лоно Греко-католической церкви. Монастырь с 1702 г. снова стал греко-католическим, а в 1821 г. - собственностью отцов-василиан.

В 30-х годах 19 в. царизм начал ликвидировать Греко-католическую церковь на российских землях, которые вошли в состав России. В 1807 году царским указом было отменено Киевскую греко-католическую митрополию, а в 1839 году в Полоцке созвали Собор греко-католиков Российской империи, который принял акт «О воссоединении греко-католической церкви с РПЦ”.

Еще до ликвидации царем Николаем И Киевской греко-католической митрополии в том же 1807 году папской буллой было восстановлено Галицкой митрополии на российских землях, принадлежавших к Австрийской империи. Галицким митрополитам было передано те же права и привилегии, что их имели киевские. Впоследствии митрополия получила название Киево-Галицкая. Подведем итог. Структуры УГКЦ часто менялись, что было обусловлено политическими причинами. Но всегда оставалась неизменной правопреемственность. Поскольку уния с Римом была подписана с соблюдением всех норм закона, и Киевский митрополит и епископы имели полномочия их подписать, то эти иерархии были единственными законными наследниками церкви Владимирова Крещения.

Восстановление православной иерархии в 1620 году юридически происходило как новое творение, то есть было введено новую церковную структуру, которая может претендовать только на историческую или духовную непрерывность, но не на правопреемство. Поэтому правопреемником церкви Владимирова Крещения, то есть Киевской митрополии, на сегодня является Киево-Галицкая митрополия УГКЦ.

Павел СЛИВКА,

историк, заведующий отделом по делам религии облгосадминистрации в 1991-1996 гг.