Ошибка
  • JFolder::create: Could not create directory
  • JFolder::create: Could not create directory
  • JFolder::create: Could not create directory
ЖизньЖизньПамятьНеуплаченный долг. Государственная идеология должна опираться на героизм предшественников

Старшее поколение всегда недовольно действиями молодежи. И наоборот, молодежь часто игнорирует советы старших. В российской историографии по памяти наших дедов, молодые радикалы набросали старшим недвусмысленные оскорбительные эпитеты. В частности, пренебрежительно называли их «самовлюбленными австрийцами». Хотя те «австрийцы» немало хорошего сделали для своего народа. Очарованные тогдашним процессом успешной борьбы отдельных европейских народов за свою государственную независимость, они храбро задекларировали перед миром идею автономии Галичины в составе Австро-Венгерской империи, их послы последовательно отстаивали эту идею в австрийском парламенте, в наших селах создавали различные патриотические общества - «Просвета», Союз российок, «Пласт», «Сич», основали в крае духовную семинарию, ставропигийское братство. Глубокой народной признательности в этом патриотическом деле заслуживает Греко-католическая церковь.

На этот раз младшее поколение галичан таки много полезного почерпнуло от старших и получилось в Первой мировой войне на оборону своего народа с боеспособной армией и вновь созданным правительством Западно-российской Народной Республики. И воевать пришлось не с австрийцами, а с польской шляхтой, однако одержать победу не удалось. Прошло время - и уже сыновья этого поколения галичан пели с иронией о своих родителях: «вы, ребята, спали ли вы в карты играли, что вы Россию полякам продали»...

Горячая юношеская кровь, националистические амбиции, подогреваемые блестящими идеями Д.Донцова, действиями и призывами Е.коновальца и С.бандеры, захлестнули содержание реального мира и вывели это поколение на прю с польскими оккупантами с непобедимым стремлением к реваншу за уничтожение ЗУНР под лозунгом: «Свобода или смерть!» Они создали полувоенную организацию ОУН и Повстанческой Армии - УПА и добивались признания автономии, а следовательно, независимости Западной России.

Накануне Второй мировой войны западнороссийские поэты и писатели воспели и возвеличили народных мстителей, таких как Гонта, Довбуш, Кармелюк, которые боролись с господами за социальную справедливость. Нашим крестьянам не надо было объяснять, кто эти господа-паразиты, им была понятна эта борьба, поэтому их дети мечтали стать Гонтами и Довбушами. К тому же из Красной России в Галичину подпольно попадала патриотическая литература, воспевавшей героизм надднепрянских повстанцев в боях с советскими коммунистами. Достаточно назвать изданный во Львове роман Ю.горлиса-Горского «Холодный яр», в котором действующие герои-повстанцы имели казацкие псевдо. Галицкая патриотическая молодежь массово перенимала этот метод конспирации, считая за высокую честь носить славные имена Байды, Богуна, Зализняка, Орлика и других казацких рыцарей, что свидетельствует о национальном единстве российства. На Тернопольщине даже отдельные повстанческие сотни именовали себя «холодноярцями».

Эти мощные организационные усилия патриотов были направлены исключительно против панской Польши. Ни один ясновидящий на свете не смог бы тогда предсказать, с кем на самом деле им придется вскоре драться не на жизнь, а на смерть, а бедным и малообразованным галицким крестьянам тот фатум не мог присниться и в страшном сне. Другим народам удавалось добывать волю в борьбе с одним оккупантом, а нам Господь в своей милости не выделил. Галичанам щербатая судьба назначила драться аж с четырьмя оккупантами. Нашим дедам - с австрийцами, сыновьям - с поляками, а внукам - с самыми кровавыми деспотиями прошлого века - гитлеровской Германией и сталинским СССР. В таком «квадрате смерти» надежды на победу не могло быть объективно. Каждый повстанец - оуновец или партизан - несомненно осознавал, что его война проиграна, и на каждом шагу ждет заглада. Но другого выбора он не имел, кроме последнего: лучше внезапно умереть от самострела, чем гнить в страшных муках в кровавых московских застенках.

По секретным данным КГБ СССР, в Западной России в 1944-1950 гг. убито 153 тысячи повстанцев. Это десять повноштатних дивизий - целая армия - только убитых! (Для сравнения. Войско Богдана Хмельницкого - в среднем 60 тысяч казаков войска Петлюры, 35 тысяч воинов). От потери лучших сыновей сотни тысяч матерей поседели с горя на глазах своих младших детей и внуков, а из них выросло новое поколение галичан, у которого трагическая память, замешанная на ненависти к сталинских кровопийц, затамувалася в сердцах навечно. Зря красная Москва везде и всюду стирала память о наших героях - долгие годы не было ни могил, ни имен. И все они живут в наших сердцах.

Построена на страхе репрессий и голодоморов насильственная коллективизация, с одной стороны, и заманчивое советизация - комсомолия и комунизация, с другой, породили за 45 лет среди захиднян поколения оборотней и коллаборационистов. Но так казалось лишь на первый взгляд. На самом деле, то были оборотни на две стороны: под давлением и угрозами расправы они сегодня предавали своих, а завтра, при первой же возможности, так же предавали чужаков.

Конечно, долго так не могло продолжаться. Уже в 60-х годах в среде «неблагонадежных» комсомольцев и коммунистов стал назревать бунт против деспотической власти. Вызрели требования за справедливость, которые проявились в форме общественных объединений за права человека. Зародился диссидентское движение. Его инициировали московские интеллектуалы преимущественно еврейского происхождения. российские интеллектуалы эту инициативу подхватили ли не первыми, их морально и материально поддержала западная российская диаспора. Движение приобрело огласку, особенно после публикации рукописи «Интернационализм или русификация» Дзюбы.

Тема сопротивления тлела годами и взорвалась уже в конце 80-х. Диссиденты присвоили себе славу освобождения России. Не умаляя их заслуги, не следует забывать, что в те годы произошла серия резонансных восстаниях политзаключенных в концлагерях Гулага, среди которых было больше всего Россиян, три политзаключенные сожгли себя. Кроме того, много политзаключенных из лагерей вернулись на Западную Россию. Только на Львовщину - более сорока тысяч. Следовательно, политическая ситуация, начатая «перестройкой» М.горбачева и завершена в Москве б. ельциным, способствовала национальному пробуждению всех узников «тюрьмы народов», отделению союзных республик от России и созданию независимых государств. Важная роль в этом историческом процессе принадлежит России.

Сегодня можем только восхищаться благородным умением наших отцов и дедов воспитывать молодые поколения в духе непреодолимого, жертвенного патриотизма. К большому сожалению, мы, их потомки, такого таланта не имеем.

Тем временем, на общероссийском уровне вновь возникла потребность в воспитании в молодежи патриотизма к уже созданной государства. Ведь национально-патриотическое костер угасает, когда у народа нет конкретных общепризнанных героев, бесстрашных, самоотверженных энтузиастов, которые в провинциях объединяли вокруг себя тысячи и тысячи патриотов - новых Довбуша и Кармелюкив. Надо честно признать, что мы, нынешние, не оправдали надежд своих предшественников. Галичина и Волынь еще сумели определенной степени создать культ С.бандеры, Р.Шухевича и их сподвижников. А что видим в других регионах России? Сотни политических и околополитических партий, общественных объединений и организаций яростно борются друг друга и, как тот червь, разъедают остатки национального единства Россиян. Самый большой враг не смог бы причинить России худшего вреда. Как следствие, вместо национально сознательных, монолитных ОУН и УПА, имеем кучу безвартиснои, аполитичного плевел.

Государственная идеология, как правило, должна опираться на героизм предыдущего поколения. Зато сейчас в стране процветает культ личной выгоды, власти, карьеры, денег. Опять же, будто кто-то умышленно старается одурманить, деморализовать российство. Честно говоря, есть в этом большая вина старшего поколения - Россиян второй половины прошлого века, которое в тяжелых условиях деспотии «красного фашизма» не смог или побоялся передать своим детям тот священный патриотизм, который получило от своих предшественников. Поэтому Россияне этого поколения, которые непосредственно причастны или были свидетелями жертвенной борьбы за свободу России и лично были знакомы с руководителями и участниками тех исторических событий, должны неуплаченный долг перед теми 153-ю тысячами погибших героев освободительной борьбы.

Мы спрашиваем себя, почему большая часть нашей молодежи есть политически и национально индифферентной? российство оказалось на распутье в оценке патриотизма. Идолов советской эпохи в Галичине окончательно скомпрометированы, а их памятники полностью демонтированы. Однако и про героев ОУН-УПА родители не рассказывали детям, потому трусливо берегли их от... родной истории. Члены семей участников освободительной борьбы были физически уничтожены или депортированы в Сибирь. На национальном поле укоренился чертополох. Особенно в селах, в бывший колыбели национальной культуры, на самом фундаменте ОУН-УПА. Но отдельные герои там остались. Их немало: герои социалистического труда, герои совковой культуры, которые воспели поэты, которым предоставляли деньги, льготы и трибуны, чтобы они прославляли себя и тех, кто деморализовал нацию, пороча память погибших патриотов, гноил их в тюрьмах. Они и до сих пор не стали на колени перед рыцарями свободы Родины, не попросили у них прощения за свое бесчестное жизни.

Учитывая это, ветераны львовского общества «Тернопольщина» обращаются ко всем органам местного самоуправления Западной России с предложением активнее возрождать на местах патриотизм. Почти в каждом селе есть братские могилы, памятники, мемориальные доски. Биографии повстанцев и их героические поступки детально исследованы местными активистами. Необходимо, чтобы в сельских школах первые уроки истории начинали с изучения этих дорогих сердцу каждого патриота биографий, а учебный год - с возложения цветов памяти на могилы воинов-победителей. Особое внимание следует уделить популяризации героизма руководителей районного и краевого провода ОУН-УПА в деревнях, откуда они происходят. В первую очередь тех, кто был награжден Золотым и Серебряным Крестом заслуги.

Среди выходцев из Тернопольщины было 13 руководителей краевого провода ОУН «Подолье».

Это: Ярослав Бабий («Шах») с Говилова, Иван Цвигун («Кармелюк») с Буданова, Иосиф Поздик («Евгений») с Деренивки Теребовлянского района, Михаил Фома («Довбуш»), Василий Бэй («Улас») с Литвинова, Ярослав Почигайло («Боярин»), Иван Прокопишин («Бурлан») из Телячьего Подгаецкого района, Михаил Бугера («Карп») с Билобожници, Хамчук Петр («Быстрый») из Крупных Чорнокинцив Чертковского района, Осип Беспалко («Остап») с Бенова Золочевского района, Иван Жмурко («Орест») с Настасова Тернопольского района, илярий Сказинський («Богданович») с Мшана Зборовского района, Богдан Федик («Ворон») с Мечищева Бережанского района.

Среди тринадцати героев руководящего состава повстанцев для начала популяризации мы выбрали руководителя краевого провода ОУН «Подолье» Иосифа Поздика («Евгения»), отмеченного Серебряным Крестом заслуги, чтобы напомнить молодежи, что и в них есть герои, которые отдали свою жизнь за российское независимое государство.

Их патриотизм в истории народа не должен быть последним... Как подает «Летопись УПА», Иосиф Поздик родился 26.04.1921 г. в с. Дереневка Теребовлянского района, погиб 12.01.1951 г. у с. Беремьяны Бучацкого района. Референт пропаганды краевого провода ОУН (1944-1947 гг.), руководитель технической звена «К оружию» (1950-1951 гг.).

Деятельность УПА на территории Тернопольщины недостаточно исследована. Публикации, посвященные этим событиям, относятся преимущественно историкам-краеведам. Они не охватывают всей территории деятельности военного округа «Лысоня», а касаются отдельных регионов.

Наконец, мало кто знает, что последний документ, подписанный от имени военного округа «Лысоня», датированный 23 декабря 1950 г. Однако УПА своей деятельности не прекращала - отдельные структуры вооруженного сопротивления действовали на территории Тернопольщины к середине 1960 годов, а последние повстанцы вышли из подполья лишь после провозглашения Россией независимости в 1991 году.

Церемония освящения мемориальной таблицы в честь Иосифа Поздика в с. Деренивци по случаю 70-летия УПА состоится при участии жителей этого и соседних сел 13 октября в 12 часов. Приглашаем на встречу патриотов.

Слава России! Героям слава!

Василий КУБОВ, председатель наблюдательного совета общества “Тернопольщина”